Сергей Парфенов (horvath) wrote,
Сергей Парфенов
horvath

Несовместимость некоторых гармоний

Местная волна популярности этого видео уже спала, за это время я его так и не посмотрел. Не знаю даже, почему, - был уверен, что это красиво, и был столь же уверен в полной никчемности сопоставлений смыслов числа Пи и теории музыкальной гармонии, просто глядя на эту картинку. Причем автор вообще не говорит напрямую на эту тему (но явно ее подразумевает), ее раздули почитатели.



Действительно, замечательно звучит. Но ровно на тех же условиях замечательно будет звучать число Эйлера (e, 2.7182...). И даже числа, формулируемые проще (иррациональные, не трансцендентные), например, корень из двойки. Или из тройки. Или из семнадцати. Совсем упрощая - любая достаточно произвольная последовательность арабских цифр (нормальное число). Мне даже интересно, как бы справился автор с точкой Фейнмана, если бы наигрывал свою композицию в семь раз дольше - начиная с 762 цифры в числе Пи идет последовательность из шести девяток (999999), шесть подряд нот си в рамках ля-минора в предложенных ритме и фактуре будут звучать очень странно.

В чем секреты успеха? Впечатление складывается из нескольких составляющих. Выбран гарантированно успешный лад (это, грубо говоря, семь нот для построения приятной мелодии), гармонический минор. Я уверен, что автор сначала экспериментировал с натуральным минором, но он оказался менее «вкусным». В чем их разница? В натуральном последняя, седьмая ступень соль, здесь же - соль-диез. Благодаря этому, трезвучие, построенное на пятой ступени лада, доминантное, становится мажорным (ми-мажор вместо ми-минора), а это играет большую роль в функциональной гармонии. Мажорная доминанта гораздо сильнее тянется разрешиться в тонику. Это то, что вы слышите каждый день, вся популярная музыка активно эксплуатирует этот нюанс. Всякий гитарист-любитель, после пары вечных Am и Dm, обязательно потянется не к Em, но к E.

Выбрав лад, автор сопоставил им десять цифр, применив хитрость и здесь. Нотам ля (тоника), си (вторая ступень) и пресловутому соль-диезу соответствуют по две цифры, что, в предположении нормальности числа Пи, означает, что встречаться они будут в два раза чаще. В сыгранной последовательности в лидеры выбилась все-таки си, но и ноты ля почти столько же.

Одна только мелодия для правой руки прозвучала бы внятно и уверенно, но автор сделал очевидный шаг для усиления вкуса - гармонизировал мелодию левой рукой. Сделать это можно разными способами, оценивать получившееся не возьмусь. Скажу только, что хорошая гармонизация на массовый слух может вовсе обходиться без выраженно развивающейся мелодии, и кому-то для построения впечатления достаточно только ее. Если покопаться еще - заметно, что автор маскирует некоторые неровности (в его представлении) ритмическими сбивками.

В итоге - конечно, красота. Собственно, в этой истории меня больше расстраивает даже не попытка притянуть за уши число Пи, а вполне естественные предположения доверчивых граждан, что это и есть лучшая иллюстрация «математичности» музыки. В музыке действительно полно математики, но Пи к этому никакого отношения не имеет. Справедливости ради, я тут же обнаружил гораздо более увлекательный подход к снаряду, эту ссылку можно встретить в комментариях на ютубе (целиком не выдержал прочитать, я вообще не сторонник искать красивые совпадения в окружающем мире там, где мир об этом явно не просит). Да и все, что я тут написал, уже освещено в тех комментариях соотечественниками.

За неточность формулировок прошу прощения - математическое образование забыто примерно до того же уровня, до которого добралось музыкальное самообразование.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment